СПб ГБУЗ "КДЦ № 85"

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Консультативно-диагностический центр №85"

Информация для пациентов

Движение без опасности

23 мая 2019

Методические рекомендации о проведении мероприятий, направленных на профилактику ДТП с участием
детей-пассажиров

 

Несмотря на общее снижение показателей ДТП с пострадавшими на фоне роста автопарка (в 2018 году в России произошло 168 099 ДТП с пострадавшими, что на 0,8% меньше, чем в 2017 году), цифры остаются высокими. В 2018 году на дорогах России погибли 18 214 и ранены 214 853 человека. Вызывают обеспокоенность ДТП с участием детей.

В прошлом году зарегистрировано 19 930 ДТП с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в результате которых 628 детей погибли и 21 718 получили ранения.

Маленькие пассажиры – это одни из самых уязвимых участников дорожного движения. Штатные системы безопасности автомобиля не рассчитаны на их защиту. Поэтому при перевозке детей необходимо обязательно использовать детские удерживающие устройства (далее – ДУУ, автокресло). Важно отметить, что остается проблема не только отсутствия ДУУ в автомобилях, но и непонимания важности выбора ДУУ в зависимости от возраста, роста и веса ребенка, что особенно актуально при перевозке младенцев. Родители при выборе автокресел зачастую слишком большое внимание уделяют внешнему виду (цвет, размер, форма и т.д.) и забывают главное – качество и надёжность устройств, которые должны защищать детей в транспортном средстве. Родители, следуя рекомендациям продавцов, часто приобретают дешёвый товар, не соответствующий требованиям безопасности, подвергая жизнь детей ещё большей угрозе.

Продукция, поступающая из разных стран, зачастую является некачественной: по итогам проверок детских автокресел российскими испытательными лабораториями более 90% продукции не соответствуют требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011). Причем характер несоответствий распространяется от инструкции до прочностных свойств. В ходе краш-тестов такие устройства не выдерживают нагрузки, ломаются. 

По итогам исследований ВЦИОМ 23% россиян отрицательно оценили инициативу
по возможности использования части материнского капитала на приобретение автокресла. Отвечая на вопрос «Почему Вы не используете автокресло при перевозке детей?», 35% респондентов ответили, что не видят в нём смысла, а при выписке из роддома и перевозке ребёнка на автомобиле 56% опрошенных везли его на руках, без использования ДУУ. Все эти факты указывают на проблему неосознания родителями необходимости использования автокресла. И если для перевозки детей в возрасте до 7 лет родители в 63% случаев используют автокресла, то после 7 лет использование автокресла снижается до 33%, а 22% родителей начинают использовать накладку на ремень, 24% родителей – ремень безопасности, мотивируя это тем, что ребёнок не помещается в автокресле (59% ответов) или ему там неудобно (19%). Одной из основных причин таких результатов социологических опросов можно считать неинформированность населения об эффективности детского автокресла: родители попросту не знают о рисках и последствиях неиспользования ДУУ. Таким образом, необходимо проводить работу с родителями, разъясняя необходимость применения автокресла.

 

Кроме того, итоги исследования подтверждают печальную статистику –
47% опрошенных превышали скорость на 5-10 км/ч при перевозке ребёнка, а 28%  превышали скорость на 20 км/ч. Каждый десятый (13%) превышает скорость на 20-40 км/ч, что многократно повышает риски получения при ДТП тяжёлых травм, возможно, несовместимых с жизнью. 17% опрошенных совершали обгон по полосе, предназначенной для встречного движения, с ребёнком в салоне автомобиля, при том, что обгон – самый опасный маневр на дороге. 26% респондентов при перевозке ребёнка отвлекались на мобильный телефон и разговаривали по нему без использования устройств hands free.

Данные официальной статистики аварийности с участием детей в 2017 году свидетельствуют:

  1. Каждое 10-е ДТП с детьми-пассажирами произошло из-за выезда на полосу, предназначенную для встречного движения, или обгона.
  2. Каждое 10-е ДТП, в котором погиб ребёнок произошло из-за превышения скорости или несоответствия скорости конкретным условиям движения.
  3. Каждый 10-й ребенок погибает в ДТП при выезде на полосу, предназначенную для встречного движения.
  4. Вероятность гибели ребёнка в ДТП на полосе, предназначенной для встречного движения, без использования средств пассивной безопасности увеличивается в 3 раза.
  5. Вероятность гибели ребёнка в ДТП при превышении скорости без использования средств пассивной безопасности увеличивается в 2 раза.

(Ситуация по  итогам 2018 года не изменилась.)

Данные исследования и официальной статистики аварийности подтверждают необходимость расширения деятельности в области профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, в частности, работы со взрослыми участниками дорожного движения по донесению важности соблюдения правил дорожного движения и правил перевозки детей, с упором на следующие ключевые элементы:

  1. Важность использования ДУУ при перевозках детей как до 7 лет, так и старшего возраста (до 12 лет).
  2. Необходимость пристегивания детей в ДУУ.
  3. Внимание к качеству ДУУ, материалам, соответствию стандартам, наличию сертификации, прохождению краш-тестов.
  4. Соблюдение скоростного режима водителями.
  5. Отказ от опасных маневров (обгона, резких торможений и перестроений).

 

 

Кампания «Без вас не получится!»

 

Творческая концепция кампании:

В ДТП с участием детей-пассажиров никто из виновных не ставил своей задачей специально навредить ребенку. Вне зависимости от того, есть у водителя ребенок или нет, общечеловеческие нормы скорее формируют у большинства из нас трепетное и нежное отношение к детям.

Родители же тратят множество сил и времени на вопросы здоровья, воспитания и развития ребенка. И в этой ситуации, когда будущие мамы готовы соблюдать сложнейшие диеты, вычитывать с папами состав стирального порошка, изучать сотни страниц Интернета, чтобы найти самую лучшую методику для изучения иностранного языка, пренебрежение вопросами детской безопасности в автомобиле вызывает недоумение и показывает, что, скорее всего, это связано с отсутствием понимания возможных последствий такого поведения.

Для изменения ситуации необходимо усилить работу в области профилактики детского дорожно-транспортного травматизма через информационную работу со взрослыми по донесению важности соблюдения правил дорожного движения и правил перевозки детей
с упором на следующие ключевые элементы обеспечения безопасности детей-пассажиров: использование ДУУ при перевозках детей; использование ремней безопасности всеми пассажирами вне зависимости от места их расположения; внимание к качеству ДУУ, включая соответствие стандартам и сертификации (ТР ТС 018/2011); соблюдение скоростного режима водителями, отказ от выполнения опасных маневров на дороге, в том числе обгона.

 

Материалы кампании (инструменты):

5 видеороликов хронометражем 30 (тридцать) секунд каждый под условными названиями «Инспектор ГИБДД», «Врач-акушер», «Дорожный инженер», «Педагог», «Инструктор по вождению»,

а также 1 (один) информационный фильм под условным названием «Маленькие вещи имеют огромное значение» хронометражем не более 20 (двадцати) минут.

 

Описание видеоматериалов (идея):

Для донесения аспектов обеспечения детской безопасности к взрослым участникам дорожного движения обращаются 5 героев, которые с разных сторон влияют на обеспечение безопасности ребенка в дорожной среде. На первый взгляд, не каждый герой имеет очевидную связь с детьми, но из их обращения к зрителю и донесения каждым героем одного из аспектов постепенно становится понятно, что эти люди не просто декларируют, они профессионалы в этой области. Каждый из них трудится в своей отрасли, полной своих сложностей и особенностей, тратит очень много сил и энергии, чтобы обеспечить безопасную жизнь для нас и наших детей. Герои ничем друг на друга не похожи, но оказывается, что каждый из них хочет донести до зрителя одну и ту же мысль: соблюдайте меры безопасности и несите ответственность за безопасность своих и чужих детей. Но этого всего может быть недостаточно. Все это может не иметь никакого значения, если мы, родители, не будем соблюдать меры безопасности.

 

Слоган: Без вас не получится!

 

Структура кампании «Без вас не получится!»

 

Для достижения максимального эффекта необходимо проведение комплекса мероприятий, направленных на донесение ключевой информации до взрослого населения страны и, в частности, до водителей:

 

  1. Интернет-кампания «Без вас не получится!». Презентация видеоматериалов кампании (5 видеороликов хронометражем 30 (тридцать) секунд каждый под условными названиями «Инспектор ГИБДД», «Врач-акушер», «Дорожный инженер», «Педагог», «Инструктор по вождению», а также 1 (одного) информационного фильма под условным названием «Маленькие вещи имеют огромное значение» хронометражем не более
    20 (двадцати) минут их путем поэтапного размещения в аккаунтах в социальных сетях  (ВКонтакте, Фейсбук, Одноклассники, Твиттер, Инстаграм) подразделений Госавтоинспекции на региональном и районном уровне.

 

  1. Проведение мероприятий в формате разъяснительных бесед и собраний:

- на базе организаций, оказывающих социально значимые государственные услуги (перинатальные центры и другие организации);

 

  1. Размещение материалов в местах притяжения целевых аудиторий:

- многопрофильные или специализированные лечебно-профилактические учреждения для оказания амбулаторной медицинской помощи (поликлиники), перинатальные центры и родильные дома, и другие организации, оказывающие социально значимые государственные услуги.

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

Плакаты-инфографики, брошюры и буклеты по актуальным проблемам соблюдения ПДД, направленные на детскую безопасность: https://yadi.sk/d/EGUNcLE_IGWywQ

Видеоролики и фильмы для размещения на мониторах:

- 5 видеороликов и 1 фильм  https://yadi.sk/d/iE9XDIST1MQogw

- 4 видеоролика https://cloud.mail.ru/public/7fqt/hNuhBK4Nv